"Время новостей" июнь 2005 года, "Правила борьбы с плесенью"
На Руси впервые в ее тысячелетней истории попытаются приватизировать сатиру. На днях первый министр Михаил Фрадков поручил Министерству экономического развития и торговли включить в план приватизации на 2005-2006 годы 46 федеральных государственных унитарных предприятий культуры. Среди них - редакция сатирического журнала "Фитиль".
Если вдуматься, сатира вообще не должна быть государственной. Государственная власть ведь не любит смеяться над собой. А если власть владеет сатирой, значит, и определяет, что именно можно обличать. Вот поэтому, по совершенно справедливому Жванецкого (правда, по другому поводу), сатира у нас "боролась с плесенью, вместо того, чтобы бороться с сыростью".
ФГУП "Фитиль" под мудрым руководством Сергея Михалкова, главного советского баснописца и создателя супермена советских "улиц разбитых фонарей" - милиционера по фамилии Степанов и имени Степан, обличал "отдельные недостатки". "Фитиль" вставлялся не системе, подталкивавшей людей к воровству на всех ее ступенях, а отдельным несунам. Не чудовищному чиновному аппарату, а отдельным бездушным бюрократам.
Квинтэссенцией советской сатиры, всех этих "Фитилей" и эстрадных куплетистов, была замечательная строчка из песни к телесериалу "Следствие ведут знатоки": "Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет..." Обличители по госзаказу исходили из абсолютной истины: во-первых, некоторые у нас не хотят (именно не хотят) жить честно, во-вторых, эти некоторые - абсолютное меньшинство, и, в-третьих, происходит это крайне редко как в пространстве ("кое-где"), так и во времени ("порой").
Еще "злой смех" у нас обслуживал внешнюю политику ("за гуманизм и дело мира активно борется сатира"). Поскольку хотя бы надо было давать идеологический отпор многочисленным врагам СССР в реактивной форме. После горбачевской перестройки кроме бичевания отдельных недостатков, а также представителей профессий-изгоев (можно было высмеивать сантехника, но не министра или секретаря райкома) сатирики стали бичевать бытовые трудности. Ну то есть с разной степенью сарказма шутить над дефицитом потребительских товаров. В первые пост-советские годы "Фитиль" как-то благополучно исчез из кинотеатров и с экранов телевизоров. А возродился как мода на советское - вместе с советским гимном, "Старыми песнями о главном" и прочими попытками реконструкции совка на уровне массовой культуры.
Приватизация "Фитиля" тоже может привести к странным последствиям. Понятно, что сейчас в России никакой частный хозяин не решится использовать сатирический тележурнал как средство политической сатиры - по идее, самой актуальной в нынешних условиях (все-таки с едой в стране пока чуть лучше, чем со свободой). Зато этот сатирический бизнес-актив запросто можно использовать в корпоративных войнах. Хочет хозяин "Фитиля" олигарх А. прикупить очередной свечной заём - ему мешает олигарх Б. И вот уже по договору со всеми кинотеатрами страны перед началом очередного "Ночного дозора" нам показывают остросатирический сюжет про то, какая действительно "Б." тот олигарх, который мешает нашему олигарху А.
Впрочем, что-то подсказывает мне, что окончательно приватизировать сатиру наше государство не решится. Так, проведет некоторую либерализацию рынка акций. Создаст ЗАО или даже, не побоимся этого слова, ОАО, но контрольный пакет оставит у себя. Просто все в России идет к тому, что у нас снова будут смело обличать отдельные недостатки на фоне борьбы за гуманизм и дело мира. А то не дай бог приватизированная сатира заметит, что плесень - от сырости.